О бампере

Ба́мпер — энергопоглощающий элемент кузова автомобиля, служащий для защиты на случай удара. Также бампер выполняет как декоративную, так и аэродинамическую функцию.

Существуют стандарты, определяющие ударопоглощающие характеристики бамперов и высоту установки. Разработаны они для того, чтобы при столкновении кузова остались целыми, а бамперы были повреждены.

Данные стандарты появились не сразу, еще в 1971 году Американская администрация безопасности движения регламентировала при производстве машин использовать бамперы способные без значительного повреждения кузова автомобиля выдерживать столкновение на скорости до 8 км/час. Такие требования встретили противостояние со стороны автомобилистов и автомобильных дизайнеров, так как в сильно ухудшали дизайн автомобиля. Поскольку дизайну еще в те годы, уделяли огромное внимание.

Данные требования по безопасности просуществовали до 1982 года и были смягчены в два раза, т.е. порог скорости был уменьшен до 4 км/час. Был установлен диапазон высоты крепления бампера — от 41 до 51 см.

В 1990 году провели испытания автомобиля Plymouth Horizon с бамперами соответствующими разным стандартам (8-4 км/час). В результате краш тестов оказалось, что ремонт машины 1983 года выпуска, с бампером соответствующим стандарту в 8 км/час, составит $287, а с бампером соответствующим стандарту в 4 км/час — $918.!!!

Первые автомобили выпускались без бамперов, еще в 1920-х годах бамперы были большой редкостью.

ремонт бампера Витебск Автомобиль без бампера

Одним из первых серийных автомобилей с бамперами в качестве стандартного оборудования стал Ford Model A.

ремонт бампера Витебск 1930 Ford Model A

Бамперы тех лет были изготовлены в виде двух узких полос из пружинной стали, крепились спереди и сзади автомобиля к раме при помощи пружинящих кронштейнов. На автомобилях всех производителей конструкция была практически одинаковой. Отделка была как под цвет кузов, так и блестящей (никелировка или хромировка).

Уже в начале 1930-х передовые производители перешли на более усиленные бамперы в виде массивных стальных штамповок в виде П-образного профиля. Такие бамперы защищали за счет деформации , а не благодаря пружинному эффекту. После деформации их возможно было выпрямить, или заменить. На автомобилях марки «Форд» такие бамперы с горизонтальным рифлением для повышения прочности появились в 1932 году . Такие бамперы были надежнее и красивее, им можно было придать различную форму.

ремонт бампера Витебск1932 Ford V8

 

Дизайн бамперов совершенствовался, в те годы можно были автомобили со сложными, вычурными формами бамперов. Так, на «Паккардах» бамперы были формы закруглённых на концах брусьев. Роль функции дизайна в бамперах возрастала.

ремонт бампера Витебск1941 Packard

В 40-е годы бамперы становились более массивными, дизайн бамперов также улучшался. Появляются «уши», заходящие на боковую часть крыла и предохраняющие его от повреждения. В 1940-е годы у бамперов появляются «фартуки», представляющие собой — горизонтальные листы стали, установленные между бампером и кузовом автомобиля для защиты моторного отсека от грязи. Также появляется идея «опоясывающего» бампера, для защиты кузов автомобиля со всех сторон, иногда с резиновыми вставками для поглощения лёгкого удара. Данная идея в основном была реализована на концепт-карах и малосерийных моделях. В качестве примера приведем модель Nash рубежа 40-х и 50-х годов, где идея «опоясывающего» бампера была реализована в виде опоясывающего декоративно-защитного молдинга.

ремонт бампера ВитебскNash выпуска 40-х и 50-х годов

Nash выпуска 40-х и 50-х годов с молдингом по всему кузову, играющим роль «бокового бампера».

С течением времени дизайн автомобилей становился сложнее, это касалось и конструкции бамперов. Наибольшее разнообразие видов и форм бамперам дали 1950-е годы. Бамперы всё больше превращались в сложные конструкции из большого числа хромированных пластин. В основном это касалось североамериканских автомобилей.

ремонт бампера ВитебскГАЗ-21 ГАЗ-21 с бампераом типичной для середины 1950-х годов формы.

ремонт бампера ВитебскMercury 1956 Mercury (США) со сложным, интегрированным бампером, объединённым с решёткой радиатора.

В Европе, по большей части, сохранялась простая форма бампера в виде горизонтального бруса , в США от простых форм бампера наоборот старались отойти. Появились и стали популярными интегрированные бамперы — которые крепятся не снаружи кузовных панелей, а являются продолжением кузовных панелей. Такой бампер на большинстве американских автомобилей был массивным и объединял функции бампера, панели передка, а также решётки радиатора , а иногда и части передних крыльев. На бамперах начинают устанавливать указатели поворота и противотуманные фары, выполняют многочисленные прорези или устанавливают решётки для улучшения охлаждения двигателя.

В 1960-е годы автомобильная мода в Северной Америке и Европе сильно разошлась.

В Европе развивали тип бамперов в виде горизонтального хромированного бруса с закруглёнными краями. Из добавлений появились полосы резины, предохраняющие хромировку при незначительных столкновениях. Такие бампера придавали европейскому автомобилю скромный внешний вид. Например — бампер автомобиля ВАЗ-2101 . Грязезащитные фартуки бамперов приобретают форму штампованной панели передка, повторяющей контур передних крыльев. Такие бамперы были распространены в 1960-е и первую половину 1970-х с некоторыми косметическими усовершенствованиями (перенос поворотников в бампер, придание ему более прямоугольных обводов).
ремонт бампера ВитебскVAZ_2101 «Копейка» с простым бамперами в виде узкой полосы и грязезащитным фартуком под бампером.

В 1960-х в Америке появилось несколько очень необычных, дизайнерских приёмов, используемых по большей части только автопромом США.

Одним из таких приемов была форма бампера напоминающая бамперы грузовиков, такой бампер был близок по форме к прямоугольному параллелепипеду, использовался вплоть до конца 1970-х годов. Для улучшения внешнего вида его облагораживали встроенными поворотниками.
ремонт бампера ВитебскPlymouth

Plymouth Valiant второй половины 1960-х с типично-американской формой бамперов.

Становились все более популярными бампера полностью интегрированные в корпус автомобиля.
ремонт бампера ВитебскОldsmobile

Оldsmobile Toronado с интегрированными бамперами очень специфичной формы.

ремонт бампера ВитебскFord Fairlane Ford Fairlane 1968-70 годов с интегрированным бампером, имеющим выдающиеся вперёд края.

Во второй половине десятилетия в США распространилась мода на спортивный стиль, на автомобилях появились чисто символические бампера в виде узких полосок обычно хромированного металла, практически не выступающих за габариты автомобиля. Защита, от таких бамперов, была так же чисто символической.

В 1968 году на «Понтиаках» появились крашенные в цвет кузова пластиковые интегрированные бампера типа «Enduro» , но не получили распространения в те годы из за недостаточной прочности.
ремонт бампера ВитебскPontiac Pontiac 1968-69 годов с пластиковыми бамперами типа Enduro.

Абсолютно необычными были бамперы на автомобилях произведенных «Крайслер» конца 1960-х — начала 1970-х, окружавшие решётку радиатора.

ремонт бампера ВитебскDodge Charger Dodge Charger Super Bee с уникальным бампером, охватывающим решётку радиатора.

Ключевым моментом в развитии бамперов в США стало принятие в 1973 году государственных стандартов безопасности. Они определили требования к расположению бамперов на всех легковых автомобилях. С 1973 года передние и задние бамперы автомобилей, продаваемых в Америке, должны были выдерживать удар на скорости 8 км/ час, не допуская при этом повреждения кузовных панелей.

ремонт бампера ВитебскFord LTD 1976 Ford LTD c типичными «пятимилевыми» бамперами.

Для того чтобы бампер соответствовал стандарту, он мог быть фактически только одной конструкции — в виде массивного, прямоугольного бруса . Такие бамперы во многом определяли тон дизайну автомобиля в целом.

Широкое распространение получили клыки и резиновые накладки. О популярных ранее интегрированных бамперах и других дизайнерских находках, пришлось забыть на много лет вперёд.

ремонт бампера ВитебскFord LTD

Audi 100 C2 с поздними хромированными бамперами, имеющими металлическую основу и пластиковые накладки большой площади.

Изменения требований к безопасности в Америке, нашли отклик и в Европе. Следую тенденциям увеличения безопасности, европейские производители также внесли изменения в конструкцию, появились бамперы более прямоугольной формы, используется больше пластиковых и резиновых элементов (резиновые накладки и клыки). Выпускались даже цельнорезиновые бамперы, но широкого применения они не нашли.

В производстве бамперов, стали использоваться новые материалы, такие как алюминий (1970 – е), легкий и мягкий, легко — восстанавливаемый материал, отвечающий требованиям безопасности, но уступающий с точки зрения дизайна. На автомобилях семейства «Нива», ВАЗ 2105, 2107 алюминиевые бампера используется и по сей день.
ремонт бампера ВитебскВАЗ 2105 Новым шагом в производстве бамперов стало появление пластиковых бамперов, нашедших широкое применения у европейских производителей, в 1976 году французская фирма SIMCA применяет интегрированные пластиковые бамперы. Из пластика также начинают выпускаться бамперы и традиционной формы.
ремонт бампера ВитебскSimca Пластик дает широкое поле деятельности для дизайнеров, благодаря своим эластичным свойствам, позволяющим произвести бампер практически любой формы. Появляются пластиковые накладки на боковые части бампера, своего рода «боковые бамперы».

ремонт бампера Витебск Ранний пластиковый бампер от Volkswagen Jetta. Начало 1980-х годов.

ремонт бампера ВитебскAudi 100 Audi 100 C3 с типичными для середины 1980-х годов бамперами.

В 1980-е годы в Европе получают широкое распространение интегрированные бамперы, и бампер приобретает одну из ключевых функций с точки зрения дизайна автомобиля, форма уже учитывает требования аэродинамики, уменьшает поток воздуха под автомобилем. В бампере начинают размещать противотуманные фары и указатели поворота. Следующий шаг в развитии бамперов был сделан уже с позиции дизайна – интегрированные бампера стали красить в цвет кузова автомобиля.
ремонт бампера ВитебскNissan_Teana Внутри пластиковых бамперов иногда располагаются усилители из металла, поскольку основным недостатком бампера стала его хрупкость, приобретя массу преимуществ при производстве из пластика, надежность бампера снизилась.

Бампер стал неотъемлемой части общей концептуальной дизайнерской идеи и стал продолжением кузовных панелей автомобиля.

Обобщая историю развития бамперов, можно заметить, что постоянно развиваются таких два качества как надежность и красота, либо благодаря новым материалам, либо конструкторским решениям.

Звоните тел +375(29) 805-45-63

Ремонт бамперов в Витебске